среда, 20 марта 2013 г.

ХРАМ СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА В БАРСЕЛОНЕ

Еще за долго до нашего отпуска в Каталонии я видела величайший мировой недострой неоднократно: и в журналах, и в телепрограммах, и на фотографиях друзей-знакомых, но все это не смогло подготовить к встречи с ним "лицом к лицу".

Мы жили минутах в пятнадцать ходьбы от храма и решили посетить его утром.Вот таким он нам открылся


И по мере того, как мы приближались и начинали различать детали декора, наш восторг лишь возрастал.


Идея создания искупительного храма, посвящённого Святому Семейству, возникла в 1874 году и, благодаря щедрым пожертвованиям, в 1881 году в районе Эшампле был приобретён земельный надел, располагавшийся в то время в нескольких километрах от города. Первый камень в фундаменте нового храма был заложен 19 марта 1929 года, и этот день считается датой начала строительства. Согласно первоначальному проекту архитектора дель Вильяра, предполагалось создание неоготической базилики в форме латинского креста, образованного пятью продольными и тремя поперечными нефами. Однако вскоре после начала строительства, в конце 1882 года, дель Вильяр покинул проект из-за разногласий с заказчиками и вместо него руководство работами было поручено А. Гауди.
В 1883—1889 годах Гауди завершил крипту, начатую его предшественником. Над созданным ранее строением дель Вильяра был возведён более высокий свод, позволивший открыть окна наружу. Свод украшен удивительно красивым замковым камнем с рельефом на тему Благовещения, а сама крипта окружена неглубоким рвом, охраняющим стены от сырости и улучшающим доступ дневного света.
Уже была начата постройка  неоготической апсиды, когда, получив необычайно большое анонимное пожертвование, Гауди решил серьёзно переделать исходный проект, сохранив от него только планировку в виде латинского креста и абсолютно изменив форму и структуру здания. В соответствии с проектом Гауди, сооружение должно было быть увенчано множеством устремлённых ввысь монументальных башен, а все элементы декорации получить глубокое символическое значение, связанное с Евангилием или церковными обрядами.
В 1892 году архитектор начал работу над фасадом Рождества. Он начал именно с этого фасада, поскольку опасался отпугнуть жителей города реализацией замысла фасадаСтрастей, откровенно и жёстко рассказывающего о распятии Христа. В 1895 году были завершены работы над неоготической апсидой. Одной из её особенностей являются декоративные навершия башенок и желоба водосточных труб, навеянные местной флорой и фауной.

В 1909—1910 годах на месте будущего главного фасада было построено здание временной церковно-приходской школы. Она была создана Гауди для детей прихожан строящейся церкви и, как временное сооружение, не имела несущих стен.

В 1911 году А. Гауди создал проект второго фасада — фасада Страстей, хотя окончательное архитектурное решение нефов и сводов появилось только в 1923 году, а строительство этого фасада было начато уже после смерти Гауди. Создание набросков третьего фасада — фасада Славы — также датируется началом 10-х годов XX столетия. К сожалению, от этой работы до нас дошли только структурно-объёмные анализы и наброски символико-иконографического характера.

30 ноября 1925 года была закончена 100-метровая колокольня фасада Рождества. Она оказалась единственной колокольней, достроенной при жизни архитектора, отдавшего строительству Храма более сорока лет своей жизни



После смерти Гауди руководство работами принял на себя его ближайший соратник Доменек Сугранес (Domènec Sugrañes i Gras), работавший с Гауди с 1902 года и помогавший при строительстве Храма Святого семейства и многих других известных сооружений. До своей смерти в 1938 году Д. Сугранес успел закончить постройку трёх оставшихся колоколен фасада Рождества (1927—1930 гг.), завершил работы над керамическим кипарисом, венчающим центральный вход фасада, а также провёл ряд исследований жёсткости конструкций. Начавшаяся в Испании Гражданская война помешала продолжить строительство. В довершение несчастий, во время пожара 1936 года были уничтожены многие чертежи и макеты, хранившиеся в мастерской Гауди. К счастью, часть из них позднее удалось восстановить. Строительство фасада Рождества были продолжено только в 1952 году. В этот год была завершена лестница и впервые выполнена подсветка фасада, ставшая с 1964 года постоянной.

В 1954 году было начато возведение фасада Страстей. В основу работ были положены разработки и изыскания, выполненные Гауди в период с 1892 по 1917 годы. После завершения крипты в 1961 году в ней был открыт музей, посвящённый историческим, техническим, художественным и символическим аспектам проекта. В 1977 году были воздвигнуты четыре башни фасада Страстей, а в 1986 году начаты работы над скульптурами для украшения этого фасада, законченные в начале XXI века. В первом десятилетии XXI века были закончены своды галереи. На них будут воздвигнуты две башни: 170-метровая башня центрального фонаря, увенчанная крестом, и башня апсиды, посвящённая Деве Марии. По плану эта часть сооружения должна содержать ещё четыре башни в честь Евангелистов. Предполагаемое окончание всех строительных работ — первая треть XXI века, когда должно быть завершено и создание фасада Славы, начатое в 2000 году.

Итак, осмотрев Храм снаружи, мы поспешили войти внутрь. Входы групп и индивидуальных посетителей разведены, чтобы упорядочить проход. Зайти в Храм мы смогли с коляской, а вот подняться на Колокольню нам не разрешили, о чем мы даже не вспомнили попав в Храм.

Мы словно в мгновение ока перенеслись в волшебный лес, к подножью деревьев-великанов. Свет, льющийся из окон, создавал какое-то нереальное ощущение тонущего в тумане леса.





А потом мы подошли к колоннам, на которых играли разноцветные блики из витражей. Трудно подобрать слова, чтобы описать те чувства, что я тогда испытала. Мне не хотелось покидать это сказочное место!.. И дочке, видимо, очень понравилось, поскольку все последующие дни она нам всегда указывала ручкой на Храм, как только он появлялся на горизонте.



Перед выходом мы посетили небольшую экспозицию, посвященную строительству Храма и Антонио Гауди.





1 комментарий:

  1. Юнна Мориц

    О П Е Р А

    Лошади поют, поют собаки,
    Бомбы и убитые младенцы,
    Нефть поёт и денежные знаки, –
    Арий незабвенные коленцы.

    Палачи поют и чемпионы,
    Богачи поют и побирушки,
    Здесь поют и хохоты, и стоны,
    Юные красотки и старушки.

    Рыба, птица здесь поёт и мясо,
    Повара и мастера сатиры,
    Прибамбасы правящего класса –
    Золотые здесь поют сортиры.

    Оперно поют головорезы,
    Маскарада центры мозговые,
    И поют живые, как протезы,
    И поют протезы, как живые.

    Динамит и ненависти порох
    Оперно поют, взрывая плоти.
    Пасха, Рождество поют в соборах.
    Яростно поют – кто за и против.

    И поют пилоты в бомбовозах.
    И коровы, и в коровах клевер.
    Здесь поют в хрестоматийных позах
    Запад, и восток, и юг, и север.

    Все поют, того не сознавая
    В опере, где всё обыкновенно,
    И распятье – травма бытовая
    В опере, где крови по колено.

    http://www.owl.ru/morits/stih/off-records030.htm

    ОтветитьУдалить